Объявили супер-мега-крутую стипендию для аспирантов с какими-то нереальными для данной ступени суммами.
И все в ней было бы хорошо и замечательно, если бы не…
Если честно, я долго сомневался, участвовать ли. С одной стороны, это же мои налоги, налоги моих близких - так в чем проблема? И все же что-то заставило меня колебаться.
Я не знал и, может, и сейчас не знаю, накручиваю я себя или нет. Поскольку мой нравственный камертон сбоит, я решил поговорить с разными людьми.
Первый человек использовал мой аргумент про налоги против меня же, выстроив из него какой-то непробиваемый для других доводов панцирь. Вторая сначала не поняла, а потом смутилась. Третий многократно сказал писать, а как бы между строк шутил про проституток и кое-кого похуже. Четвертый вообще не понял, что от него хотят - или сделал вид?
Понятнее после всех этих разговоров мне не стало. Но сегодня на паре я услышал, как много людей собирается ее писать. Они так буднично это обсуждали, а между собой ее называли просто "аспирантской стипендией". Бля, как же удобно, ребята. Ну действительно, в "аспирантской стипендии" нет вообще ничего предосудительного. А как же ее второе название? Или это уже не так удобно?
Я не понимаю, где проходит грань. Очевидно, что у всех у нас есть большое количество проблем. Каждый "выживает" как может. Это зачастую все даже не вопрос дополнительного комфорта - это вещи более прозаичные: помочь родителям, иметь хоть какую-то финансовую устойчивость, получить возможность банально иметь крышу над головой или завести семью. Но где проходит эта ебучая грань? Ведь заботой об исключительно близких и другими подобными вещами можно оправдать вообще все при должном желании. Может, из-за таких мотиваций мы и оказались в таком положении?
Я прожил в общаге до 26 лет, будучи уже далеко не самым плохим в своей области. Я не то что бы совсем плохо зарабатываю. И все же я живу впритык, потому что те деньги, на которые я мог бы снимать себе квартиру, уходят на помощь матери. Есть в этом что-то унизительное - жить даже в весьма хорошей в общем-то общаге в таком возрасте, конечно я бы съехал бы гораздо раньше, будь такая возможность. Я бы очень хотел даже в это злоебучее время иметь возможность строить хоть какое-то будущее, не застывать в этом янтаре вперемешку с дерьмом совсем уж целиком.
Но стоит ли примыкать ко всему этому? Если это не грань, то где она? Я понимаю, что ее можно назвать как угодно - ну название и название, все равно же налоги. А если бы ее назвали ЕЩЕ конкретнее, тогда бы вы участвовали?
Иронично, но я понимаю, что, когда появится список победителей, и я найду там пару знакомых фамилий - я расстроюсь. Если это будут просто знакомые, то я расстроюсь, потому что все равно подумаю: "Я хуже? Моя работа хуже?". Соревновательный инстинкт во мне нисколько не угас. Я по прежнему хочу побеждать. Но с другой стороны, если я увижу там знакомых, которых хоть немного уважаю, я все равно расстроюсь. И мое желание состязаться и побеждать тут уже ни при чем.
Может, я просто надел на себя что-то посветлее? Рассуждал бы я таким образом, если бы до этого не выиграл грант? Я не знаю. Я очень старался выиграть грант в столь раннем возрасте именно потому, что хотел решить свои проблемы, и при этом сделать это абсолютно своими силами. Это ведь не было супер просто конкурировать за такие вещи с кандидатами и докторами наук. Я правда не знаю, как бы я на все это смотрел, не получи я грант. Но я очень рад, что получил его ТАК вовремя.
Я никогда не думал о том, чтобы кого-то переубедить писать эту стипендию - ведь сам сомневался. Но почему же мне так беспокойно и от собственных колебаний и от того, как буднично вы теперь все это обсуждаете?
За всеми этими колебаниями и сомнениями есть лишь один вопрос, который с легкостью через них прорывается. Спустя много лет как объяснить это своим детям? Или не рассказывать? Или продолжить еще рьянее называть это "аспирантской стипендией"? Может, именно в этом вопросе и ответ?